2009 г. объявлен в Москве Годом равных возможностей. В городе реализуется ряд программ для облегчения жизни маломобильных групп населения. Особое внимание уделяется социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. О том, как проводится эта работа, нашей газете рассказала депутат муниципального Собрания, заведующая детским садом № 1603 Ирина Владимировна Игнатова.

— С 2002 года у нас действует группа кратковременного пребывания «Особый ребенок» для детей-инвалидов. В 2007 году в детском саду также открыто подразделение «Лекотека». «Лекотека» — это система психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с проблемами здоровья и развития, которая подразумевает индивидуальную работу с каждым ребенком, а также групповые занятия. На занятиях дети присутствуют вместе с родителями. В ходе занятий, на индивидуальных консультациях специалисты — психологи, логопеды — обучают родителей, как нужно работать с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья. Ведь родители — главные воспитатели своих детей, и то, чего могут добиться родители в ходе ежедневного и ежечасного общения с ребенком, делает помощь специалистов наиболее эффективной. Наши специалисты посещают такие семьи и на дому, где могут помочь в организации среды обитания ребенка, места для игр и занятий в домашних условиях.

В «Лекотеке» имеется много комплектов развивающих игр. Даже один такой комплект стоит очень дорого и не всем по средствам. У нас же родители могут взять для ребенка любую игру и после того, как он ее освоит, вернуть обратно. Основной метод «Лекотеки» — развитие ребенка через игру. Игра всегда интересна для ребенка, пусть даже у него большие проблемы со здоровьем или развитием. Если он заинтересовался, если у него появилась внутренняя мотивация, то его ресурсы для развития значительно возрастают. Для каждого ребенка подбирается определенный игровой материал, занимаясь с которым ребенок развивается наиболее эффективно. Мы принимаем детей с различными нарушениями здоровья, развития, которые из-за этого не могут посещать обычные детские сады. Главное условие — чтобы у ребенка были хотя бы минимальные возможности для развития.

Мы также практикуем групповые занятия, когда родители общаются со специалистами и между собой. В ходе таких занятий родители получают эмоциональную и психологическую поддержку, необходимые им знания. Тем самым мы решаем проблему, которая характерна для нашего общества — родители, воспитывающие больного ребенка, частозамыкаются в себе, живут в каком-то вакууме. Они не хотят показываться на людях, как будто стыдятся чего-то. Столкнувшись с хамством и равнодушием в каких-нибудь учреждениях, теряют веру в людей и думают, что все общество против них. Встречаясь же в нашем детском саду, родители делятся друг с другом опытом, дают советы по житейским вопросам, вместе находят аналогичные организации, клубы, то есть начинают жить полноценной жизнью. В этом смысле нам есть чему поучиться у других стран. Давно известно, что степень цивилизованности общества определяется его отношением к детям, старикам и инвалидам.

Несколько лет назад я была в Израиле, наблюдала, как там ведется работа с детьми, имеющими проблемы здоровья и развития. Так вот, если у нас будет хотя бы половина того отношения, какое есть в Израиле к таким детям, то для нашего общества это будет огромным продвижением вперед. Там для них предусмотрено все — транспорт, подъемники, пандусы, специальная мебель и многое другое. Там они являются полноценными членами общества и отношение к ним соответствующее. У нас разработана программа интеграции детей с ограниченными возможностями. В «Лекотеку» приходят дети из обычного детского сада, организуются совместные игры, ребята вместе рисуют. Дети из обычной группы устраивают концерты, театрализованные представления. Помимо эмоциональной составляющей совместные игры полезны и тем, что в ходе общения проблемные дети значительно легче перенимают и усваивают необходимые навыки от своих ровесников, чем от взрослых. Что еще важно — дети из массовой группы с раннего возраста учатся воспринимать детей из «Лекотеки» как обычных сверстников, у них изначально воспитывается толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья. Если, например, во время праздника у ребенка из «Лекотеки» развязался шнурок на ботинке или игрушка выпала из рук, ему тут же приходят на помощь сразу несколько детей из обычной группы: и шнурок аккуратно завяжут, и игрушку заботливо подадут. Честно говоря, когда наблюдаешь эти сцены, слезы наворачиваются. В нашем детском саду действует консультативный пункт для жителей района, воспитывающих детей дошкольного возраста. Бесплатные консультации дают педагог, психолог, логопед. Так что обращаюсь к родителям дошкольников — если у вас возникли какие-то проблемы с ребенком, приходите к нам, мы всегда готовы помочь.

Телефон ДОУ № 1603: 383-34-04.

Записал С. Цой

Фото автора

 

 

 

 

 

  Рейтинг@Mail.ru