Опросы и социологические исследования показывают, что почти каждый пятый школьник хотя бы раз пробовал наркотик. Если вы хотите узнать что-либо о наркотиках, то отпустите своего ребенка на некоторое время во двор. Через несколько дней он проведет с вами курс «нарколикбеза». Трагедия заключается в том, что сегодняшняя «наркокультура» имеет фантастическую перспективу. Ментальность современного поколения детей и подростков определяется «родным» для нас лозунгом «Кто не с нами, тот против нас!». Под этим девизом собирается мощная армия потребителей, где каждый наркоман действует сегодня как агитатор, пропагандист и дилер, зовущий в новое «релаксирующее» состояние.

Наша трагедия, трагедия страны заключается в том, что мы не имеем действенной антинаркотической пропаганды, но зато есть навязываемая, порой прямая пропаганда наркотиков. Антинаркотическое образование жизненно необходимо, и начинать надо с мощной информационно-пропагандистской кампании непрерывного воздействия на сознание всех членов общества. Воздействия в первую очередь на тех, кто еще не подвергнут пагубному пристрастию либо только начал пробовать наркотики.

Что же делать нам, родителям, с детьми нового поколения?

Этот вопрос волнует каждого, кто имеет ребенка-подростка. Прежде всего, нам необходимо быть в одной реальности с детьми, то есть видеть их, понимать, интересоваться их делами, как бы некогда нам не было. Какой ваш ребенок, чем он интересуется, что делает в свободное время, с кем общается? К сожалению, не каждые мама или папа ответят на эти вопросы, а жаль. С этого все и начинается.

Наших детей по отношению к наркотикам условно можно разделить на три группы:

• 1-я группа — ребенок никогда не пробовал наркотики и никогда ими не интересовался;

• 2-я группа — ребенок находится в окружении употребляющих наркотики, в той самой группе риска, может быть, уже один раз пробовал наркотики;

• 3-я группа — уже употребляющий наркотики и тщательно скрывающий это от родителей ребенок, который нуждается в профессиональной помощи.

Как узнать, к какой группе относится ваш ребенок?

Нужно просто задать любой вопрос, в котором бы присутствовало слово «наркотик». Например: «Я прочла в газете о том, что наркотик …» или «По телевизору шла передача о наркотиках, ты не смотрел?» и т. д.

Обратите внимание на реакцию ребенка на слово «наркотик». Если ваш ребенок никак не отреагировал, сказал: «Отстань, мне некогда», он относится к первой группе. Если ребенок насторожился и смотрит на вас вопросительно, что-то спрашивает, проявляет интерес, то срочно требуется беседа на заданную тему. Значит, вашего ребенка можно отнести ко второй группе.

Если ваш вопрос вызвал у ребенка агрессию, подозрение, негативную реакцию, если он стал возмущаться, зачем вы задаете ему подобные вопросы, пытаться уйти от темы, то это говорит о том, что тема наркотиков касается вашей семьи непосредственно.

Главная задача родителей, чтобы с ребенком ничего не случилось, наблюдение за ним. Не следить, а просто наблюдать.

Поведенческие признаки могут ярко проявляться дома. Какова активность ребенка в семье? Делится ли он с вами своими проблемами? Откровенен ли с вами? Становится ли вдруг неразговорчивым, отводит ли глаза в разговоре с вами, появились ли у него новые друзья, которых вы не видели и не знаете? Обратите внимание на его телефонные разговоры. Обычно ребенок подолгу разговаривает по телефону, и нас это порой раздражает. А тут картина обратная: разговор принимает телеграфную скорость: «Да, буду. Где? Сколько?» и т. д. В разговоре могут быть использованы слова, непонятные вам или неподходящие к теме его разговора. Например: «корабль» — это коробок с анашой, «кассета или книга» — доза наркотика, «марка» — малюсенький кусок бумаги с нанесенным на него наркотиком, «баян» — шприц, «приход» — время, в течение которого распространяется по телу наркотик, «кумар» — ломка, «кумарит» — плохо. Есть выражение, которое используется только наркоманами: «на измене». Если ваш ребенок употребляет это выражение, значит, он вращается в кругу наркоманов. Существует целый словарь таких слов, который есть в каждом районе.

Многие взрослые при ответе на вопрос, как узнать, употребляет ли ребенок наркотики, говорят: нужно посмотреть глаза. А как посмотреть? У наших детей разные глаза: у кого-то зрачки расширены, у кого-то наоборот. Может быть, у ребенка слезятся глаза от работы с компьютером.

Однако можем сказать, что самый верный и характерный признак употребления наркотиков — не реагирующий на свет, на его изменения зрачок. Если вы о чемто подозреваете и хотите себя проверить, подведите ребенка к окну, если это день. Зрачок должен уменьшиться. Если этого не произошло, то есть зрачок остался прежним маленьким или расширенным, то это говорит о том, что ваш ребенок употребил какой-то наркотик. На наш взгляд, в домашней аптечке должен храниться экспресс-тесты на наркотик. Они свободно продаются в аптеках. Пусть они лежат, и ребенок о них знает. Кроме глаз нужно обращать внимание на специфическую «бабочку» вокруг носа. Это аллергическое розовое пятно вокруг ноздрей. Или вдруг появившийся насморк, который проходит на следующее утро — это тоже аллергическое проявление на курение анаши.

Обращайте внимание на состояние ваших кошельков, вы должны знать, сколько у вас там денег. Обожженные ложки, баночки из-под пенициллина в саже — это признак того, что в доме готовили наркотик. Если вы в подъезде часто ощущаете запах уксуса, значит, в вашем доме живет наркоман, а это риск знакомства вашего ребенка с наркотиками. Всем известно, что существует практика, когда на улице предлагают бесплатно попробовать наркотик — какойнибудь человек может предложить вашему ребенку: «Попробуй, ничего с первого раза не будет, зато какой кайф!». Ничего бесплатного в нашей жизни не бывает: в этом случае ваш ребенок становится элементарной «обезьяной», то есть «подопытным животным». Дело в том, что часто продается «грязный» наркотик, смешанный для большего количества с сахарной пудрой, порошком какао, стиральным порошком или содой. Так вот, наркоман знает, что наркотик может быть с чем-то смешан. Чтобы проверить, можно ли его употребить (ведь есть риск погибнуть, если наркотик смешан с содой или стиральным порошком), он предлагает попробовать «покайфовать» встреченному на улице ребенку. Расскажите о таких случаях детям, уверены, никому не захочется стать «обезьяной». И еще очень важное. Мы иногда сами приучаем к наркотикам членов семьи. Какие таблетки вы предлагаете ребенку, когда у него, например, болит голова? Смотрите ли вы на состав лекарства, ведь во многих из них содержится наркотическое вещество.

Итак, что нужно делать, чтобы ваш ребенок был нормальным, устойчивым к современным условиям жизни человеком? Жить с ним в одной реальности, наблюдать, а не ругать, рассказывать о подводных камнях, которые могут встретиться в жизни. Напоминаем телефон, по которому можно получить консультацию по проблеме девиантного и деликвентного поведения и профилактике наркомании: 341-55-54.

Директор межрайонного Центра «Дети улиц» ЮАО В. Бойкова

 

 

 

 

 

 

 

 

  Рейтинг@Mail.ru