Перейти на сайт районной газеты ЮАО

"Обозрение. Бирюлево Западное": www.obozrenie-bz.com

 

Ежегодно тысячи детей бросают мам и пап и убегают из дома. Среди них — самые разные ребята. От «лишних», никому не нужных детей из неблагополучных семей до обласканных и любимых чад из вполне успешных ячеек общества. Чаще всего поводом для ухода из дома становится игнорирование потребностей и интересов ребенка, в основе которого лежит отсутствие взаимопонимания с родителями.

«Беглецами» становятся в основном подростки 10–17 лет. Такая поведенческая реакция — уход из дома, побег из детских учреждений — может быть мотивированной и немотивированной. Мотивированная поведенческая реакция обусловлена психологически понятными причинами и вытекает из самой ситуации, в которой оказался подросток (к примеру, побег из летнего лагеря, где подростка унижали сверстники, или уход из дома после серьезного конфликта с родителями).

Задача родителей, педагогов, психологов в данном случае — научить ребенка разнообразным стратегиям поведения. Если ребенка обижают в лагере, он должен знать, что может обратиться к сотрудникам администрации, позвонить родителям, написать заявление в милицию.

Если серьезный конфликт случился дома, то ребенку нужно научиться отстаивать свои права и соблюдать права родителей. Ребенок может обратиться за помощью к классному руководителю в школе, к другим родственникам, но не следует убегать «в никуда» и подвергать свою жизнь и здоровье опасности.

Причины самовольного ухода подростков из дома Стремление пережить «драйв». Дети любят рисковать. Теоретически они знают, что существуют смерть и болезни, но эти явления часто кажутся им нереальными, чемто, что происходит с кем-то другим. Подростки часто стремятся получить сильные ощущения, испытать страх, подвергнуть себя серьезной опасности.

Скука. Скука — это тяжелое эмоциональное состояние.

И к нему нужно относиться серьезно. Нередко скука может быть обусловлена одной из следующих причин: ощущение отсутствия смысла жизни из-за полученных в детстве психологических травм, тяжелых разочарований; хроническое неудовлетворение важных, базовых потребностей (в уважении, любви); ощущение, что самое важное, значительное, интересное произойдет в далеком будущем, а пока нужно ждать, и ожидание всегда томительно и скучно.

Принадлежность к определенной социальной группе.

Чем менее уверен в себе подросток, тем более значима для него симпатия сверстников — ему становится трудно мыслить и действовать вопреки их мнению. Не чувствуя в себе достаточно сил для того, чтобы спокойно выдержать напор, принуждения и даже издевательства, подросток предпочитает подчиниться требованиям неформального лидера группы. Для него страх понести наказание за совершаемый проступок не так силен, как страх потерять расположение друзей.

Протест против родителей. Дети часто выражают несогласие с мнением и жизненными установками родителей, хотя при этом их зависимость от семьи очень велика. Возрастной протест может достигать интенсивности, близкой к отчаянию, если родители совсем не интересуются жизнью своего ребенка. Подросток начинает чувствовать, что он не нужен и даже в тягость своим родителям. У таких детей часто формируется стремление к саморазрушению.

Стремление уйти от осознания несправедливости мира, разочарований, переживания тяжелой утраты. Подростку свойственен максимализм. Часто мир представляется ему в черно-белых тонах. Он либо восхищается, либо ненавидит.

Подросток особенно чувствителен к любой несправедливости. А несправедливостью ему кажется все, что не соответствует его ожиданиям. Он может быть циничным, демонстрируя презрение к чужим бедам, либо замкнуться в себе.

Профилактические меры. Стимулируйте ребенка к участию в соревнованиях, походах, играх и т. д., где предоставляется возможность пережить радостное напряжение разумного риска, испытать яркие ощущения, преодолеть страх. Подобные эмоции дарят, к примеру, занятия спортом.

Объясните ребенку, что необходимо нести ответственность за любое решение и поступок.

Научите его анализировать свой выбор, желания, всегда задавать себе вопрос: «Для чего я это делаю?». Объясните, как важно без агрессии, но в то же время уверенно отстаивать свое мнение, уметь сказать «нет».

Продолжение читайте в следующем номере.

 

  Рейтинг@Mail.ru