На вопрос, существует ли
сегодня проблема сохранения русской национальной культуры, да и просто
русского языка, любой образованный и здравомыслящий человек ответит:
«Да, существует». Особенно актуальна эта проблема для системы
образования, в том числе столичной, ведь сегодня в московских школах
учатся представители более чем 140 национальностей. Как было отмечено на
проходившем 3 апреля в школе № 667 семинаре, в числе своих задач
«образование ставит также сохранение единого социокультурного
пространства страны, преодоление межнациональной напряженности, введение
понятия равноправия культур».
Коллектив школы № 667, в
которой учатся дети 17 национальностей, также волнует проблема
национального единства. С 2002 г. педагоги школы внедряют этнокультурный
русский компонент в преподавание многих основных предметов. С
культурной, научной и духовной жизнью русского общества школьники
знакомятся на уроках русского языка и литературы, математики, биологии,
технологии. Все это в конечном итоге, по замыслу педагогов, должно
помочь ребятам осмысленно оценивать нравственные и эстетические ценности
русской культуры.
А в качестве факультативов ребятам предлагаются такие предметы, как
«Русская словесность», «История русского языка», «Народоведение»,
«Народные игры», «Русь изначальная»; на учащихся старших классов
ориентированы курсы «История религий», «История народов России»,
«Галерея русских писателей и поэтов», «История России в лицах».
В результате у ребят появляется возможность более полно изучать
различные аспекты национальной культуры: уклад жизни народа, его
историю, язык и литературу, традиции, социальные нормы поведения и
духовные ценности.
Во внеурочное время школьники также посещают занятия фольклорных
объединений «Ладушки», «Русские узоры» «Народные игры и забавы».
Выступавшая на семинаре заместитель директора по учебно-воспитательной
работе А.Н. Кормакова сказала, что в 2007 г. школа № 667 получила статус
средней общеобразовательной школы с этнокультурным русским компонентом.
Перед участниками семинара также выступили ученики школы. Первоклассники
показали небольшое театрализованное представление, во время которого,
сидя будто на завалинке, соревновались в знании частушек, пословиц и
поговорок. А старшеклассники, занимающиеся в секции русского боевого
многоборья, продемонстрировали приемы национальной русской борьбы.
Воспитанницы же студии эстрадного танца в красных сарафанах с очевидным
удовольствием исполнили русский народный танец.
После окончания концерта участники конференции посетили школьный музей
«Живая Русь», являющийся предметом особой гордости учащихся и педагогов
школы. В небольшом помещении, напоминающем русскую избу с печью в углу,
собраны изделия народных промыслов, предметы старины, народного быта.
Затем гости в сопровождении заместителя директора по УВР О.В. Свиридова
осмотрели экспозиции школьного музея боевой славы.
Кроме того, участники семинара побывали на открытых уроках, где смогли
наглядно увидеть, как в процесс преподавания различных предметов может
внедряться национальный компонент.
Наш корр.
Фото Н. Первовой.
.
.