Перейти на сайт районной газеты ЮАО

"Обозрение. Бирюлево Западное": www.obozrenie-bz.com

 

 

Рассказывает полковник милиции в отставке Н.М. Свиридов — участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, председатель правления МОО «Чернобыль–Защита» района Бирюлево Западное ЮАО города Москвы.

— В ночь с 25 на 26 апреля 1986 года в 1 час 28 минут произошла крупнейшая в истории человечества радиационная катастрофа на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС. Из разрушенного реактора энергоблока было выброшено в атмосферу огромное количество радиоактивных продуктов деления длительного распада, графитовые стержни ядерного топлива АЭС, предметы развороченного энергоблока. Выброшенная в атмосферу радиоактивная масса разносилась воздушными потоками на сотни и тысячи километров, а конструкционная масса разбрасывалась на здания и крышу третьего энергоблока. Особую опасность представляло выпадение радиоактивных веществ на поверхность земли, что приводило к радиоактивному заражению территории, оказывало негативное воздействие на окружающую среду и здоровье проживающего там населения. Только на территории бывшего СССР общая площадь загрязнения радиоактивным цезием составляла более 130 тысяч квадратных километров, где проживало около 5 миллионов человек, из них 1,5 миллиона впоследствии стали инвалидами, потеряли здоровье, были выселены из обжитых мест, лишены привычной работы.

Самый страшный период чернобыльского противостояния человека с невидимым и смертельным врагом — радиацией — пришелся на апрель–май 1986 года. На каждом сантиметре территории 30-километровой зоны безопасности для всего живого и растительности притаилась смерть. От радиоактивных аэрозолей деревья в лесу становились «рыжими». Боль вызывал сосновый пожелтевший лес, где уровень облучения достигал 50 рентген в час и выше, а вот березы погибали при более высоком уровне радиации, превышающем 1000 рентген в час, поэтому в «рыжем» лесу они продолжали зеленеть. Необходимо напомнить тот факт, что радиационный фон в лесу, как правило, превышал в 2–3 раза уровень радиации на открытой местности.

В этих тяжелейших и нередко смертельных для человека условиях ликвидаторы в течение нескольких недель прорубали стометровые коридоры вдоль дорог, идущих через «рыжий» лес в город Припять и на Чернобыльскую АЭС, от которой проходила хорошая дорога к первым четырем энергоблокам атомной станции. Уже в июне это обстоятельство позволило автотранспорту ездить на АЭС, минуя основной массив «рыжего» леса.

Чернобыльская катастрофа по масштабу и характеру своего смертоносного воздействия не имеет аналогов в тысячелетней истории человечества. Ее последствия могли бы стать еще более катастрофическими для судеб России, Белоруссии, Украины, многих других государств Европы, если бы не мужество и самоотверженность всех участников ликвидации последствий катастрофы, вступивших в смертельную схватку с вырвавшимся на волю атомным джинном. И в первую очередь это надо сказать о 28 героях-пожарных атомной станции, которые ценой своих жизней предотвратили от взрыва остальные три энергоблока Чернобыльской АЭС.

На борьбу с послед ствиями катастрофы в район Чернобыля направлялись многочисленные группировки ликвидаторов из различных государственных ведомств и организаций. Здесь необходимо справедливо отметить одно из важнейших обстоятельств, которое заключалось в том, что эти группировки возглавили опытнейшие руководители министерств и ведомств, люди с честью прошедшие дорогами Великой Отечественной войны. Их умение брать на себя ответственность за принятие решений в самых экстремальных и нестандартных ситуациях оказалось востребованным, поскольку от этих решений, принимаемых в критические сроки, зависели судьбы тысяч ликвидаторов, их жизнь и здоровье.

Во время трагических событий на Чернобыльской АЭС я проходил службу в центральном аппарате МВД СССР — Главном управлении внутренних дел на транспорте (сокращенно ГУВДТ МВД СССР) в звании майора милиции. В связи со складывающимися чрезвычайными обстоятельствами в районе Чернобыльской АЭС и прилегающей к ней территории приказом по Министерству внутренних дел СССР в июле 1986 года была сформирована очередная оперативная группа, в состав которой вошли представители практически всех главков центрального аппарата, в том числе и транспортного, для организации работы приданных сил и средств, взаимодействия органов внутренних дел на транспорте с территориальными органами внутренних дел МВД Украины в районе ликвидации последствий катастрофы. Каждую такую оперативную группу возглавлял, как правило, один из заместителей министра либо руководитель Главка. Они наделялись особыми полномочиями при принятии решений, направленных на выполнение поставленных задач по ликвидации последствий катастрофы как в районе Чернобыльской АЭС, так и на прилегающих территориях.

Мне было поручено организовать работу в районе 30километровой зоны безопасности небольшого подразделения в составе 40–45 человек из числа приданных сил органов внутренних дел МВД Украины и других союзных республик. С учетом этой численности временно созданного подразделения на реке Припять и Киевском море было организовано патрулирование сотрудников органов внутренних дел на моторных лодках и небольших катерах по обеспечению и поддержанию пропускного режима в районе 30- километровой зоны безопасности, задержанию граждан, которые незаконно проникали в эту зону без соответствующего разрешения.

Для обеспечения бесперебойного пропуска транспортных средств в район катастрофы со строительным материалом и различной техникой, необходимых для проведения ликвидационных работ в зоне катастрофы, проведения дозиметрического контроля и дезактивационной обработки таких транспортных судов от загрязнения радиоактивными веществами, на реке Припять была организована работа контрольно-пропускного пункта (КПП). Особенно много времени личному составу КПП приходилось тратить на дезактивационную обработку транспортных средств из-за их загрязнения радиоактивными веществами, превышающими допустимые нормы. И только после соответствующей обработки такому транспортному средству разрешался выход в море.

Слаженно и четко работало временно созданное подразделение над выполнением поставленных перед ним задач, направленных на ликвидацию последствий чернобыльской трагедии. И днем и ночью, в ясный день и ненастную погоду ликвидаторы, сменяя друг друга, вместе со мной осуществляли патрулирование в 30-километровой зоне, задерживали нарушителей режима в зоне безопасности. Нередко патрульными нашего подразделения в зоне безопасности задерживались граждане, которые занимались разграблением оставленных квартир и находившегося в них имущества. В ходе проведения досмотра транспортных средств наиболее часто выявлялись граждане с поддельными документами. В ряде случаев задерживали лиц, находившихся в розыске за совершение тяжких и других опасных преступлений.

За время своей командировки в район чернобыльской катастрофы совместно с сотрудниками временно созданного подразделения мы выполнили поставленную перед нами задачу по ликвидации последствий катастрофы на четвертом энергоблоке АЭС и тем самым внесли свой скромный вклад в общее дело по устранению последствий чернобыльской трагедии. Это стало возможным вследствие слаженной и правильной организации работы небольшого коллектива ликвидаторов.

Многие из них при ликвидации радиоактивных загрязнений на транспортных средствах сами получали значительные дозы облучения радиацией. Но несмотря ни на что, все ликвидаторы продолжали выполнять возложенные на них обязанности.

Окончание в следующем номере.__

  Рейтинг@Mail.ru