Перейти на сайт районной газеты ЮАО

"Обозрение. Бирюлево Западное": www.obozrenie-bz.com

 

 

Социально-психологический центр «ДОМ» поздравляет всех выпускников с окончанием школы!

Наступило время радостных ожиданий и надежд! Закончились выпускные экзамены в 9-х и 11-х классах, кто-то уже определился с выбором дальнейшего образования, кому-то это только предстоит сделать, а некоторые находятся в постоянном поиске будущей профессии.

Выбирая будущую профессию, надо оценивать свой характер, интересы и способности, их соответствие конкретным профессиям. Пытаться представить себе, способны ли вы стать профессионалом высокого уровня, грамотно оценивать потребность на трудовом рынке выбранной вами профессии — это только первый шаг на пути выбора профессии. Следующий шаг — самосовершенствование с целью достижения поставленной цели — овладения этой профессией. Вот тут и приходит на помощь самовоспитание. Самовоспитание в широком смысле этого слова — сознательная, продолжительная, систематическая работа над собой в целях формирования, укрепления ценных личных качеств и преодоления недостатков. В том случае, если деятельность направлена на развитие и корректировку комплекса качеств с целью подготовки себя к профессии, ее относят к профессиональному самовоспитанию.

Профессиональное самоопределение — это определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма. Один человек считает критерием профессионализма просто принадлежность к профессии или получение специального образования, соответственно, и себя оценивает с этих позиций. Другой человек полагает, что критерием профессионализма является индивидуальный творческий вклад в свою профессию, обогащение своей личности средствами профессии. Соответственно, он иначе с этой более высокой «планки» себя самоопределяет и далее самореализует. Это длительный процесс согласования внутриличностных и социальнопрофессиональных потребностей, который происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути. Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения сил и личностных качеств.

Современное понимание профессионального самоопределения охватывает проблемы взаимосвязи профессионального самоопределения с общим жизненным самоопределением личности, влияния воздействий на личность окружающей социальной среды, профессионального становления и активной жизненной позиции человека. В условиях рыночной экономикиособое значение приобретают проблемы свободы выбора профессии и обеспечения конкурентоспособности работника на рынке труда.

С темой профессионального определения также сталкивается любой профессионал каждые 3–5 лет, когда начинает ощущаться профессиональное утомление. Как считают специалисты Центра, через 5 лет формируются характерные для специальности профессиональные деформации. Я думаю, что многие из нас узнают медиков, программистов, юристов, бухгалтеров, имеющих значительный профессиональный стаж, по специфическим манерам, структуре речи, мимике, жестикуляции. Для некоторых творческих личностей процесс профессионального самоопределения носит непрерывный характер. Можно сказать, что такие люди находятся в состоянии вечного поиска.

Профессиональное самоопределение — это своеобразное определение пути следования по направлению к профессиональной реализации, что во многом определяет социальную реализацию.

Что влияет на профессиональное самоопределение человека? От выбора профессии зависит благополучие человека. Как показывают исследования, удачно выбранная профессия повышает самоуважение человека, формирует его позитивный взгляд на себя, усиливает удовлетворенность жизнью, снижает риск физических и психических проблем, связанных со здоровьем, и т. д. Именно поэтому выбор профессии является крайне важным шагом в жизни человека, выбирающего свой жизненный путь.

Безусловно, выбор профессии определяется интересами человека. Кроме интересов, человек, выбирающий будущую профессию, должен оценить и учесть свои объективные возможности — способности, уровень подготовки, состояние здоровья, материальные условия семьи и др. Также на этот процесс влияют и другие моменты: ценностные установки родителей, их ожидания в отношении своего ребенка и более широкие социальные факторы.

Нестабильность жизни, неуверенность многих людей в завтрашнем дне, страх потерять работу при высоком уровне безработицы и другие неблагоприятные составляющие нашей современной жизни не могут не накладывать отпечаток на профессиональный выбор современной молодежи. С одной стороны, в связи с переходом к рыночной экономике появилась потребность в новых профессиях. С другой — происходит изменение традиционных стереотипов, касающихся престижности и общественной значимости профессий. Сейчас, в некоторой степени, идеальный образ профессионала заменяется идеальным образом жизни (американским, европейским, наших банкиров и т. д.), который сопутствует той или иной профессии. Неопределенность ценностных представлений о профессии как таковой заставляет человека выбирать не профессию, а желаемый образ жизни, который он достигнет с ее помощью.

Профессиональное самоопределение начинается с выбора профессии, но не заканчивается на этом, ибо человек в течение жизни сталкивается с непрерывной серией профессиональных выборов (в ходе профессионального обучения, при специализации, при определении путей повышения квалификации и творчества, если теряет работоспособность или работу и др.).

Динамика профессионального самоопределения состоит в изменении отношения к себе и в изменении критериев этого отношения. Часто по мере роста профессионализма человека у него вырастают требования к себе, изменяются критерии оценки, например, молодой человек после окончания вуза считает себя почти профессионалом, а спустя несколько лет начинает в этом сомневаться, что становится стимулом его дальнейшего самосовершенствования. Иногда, напротив, не добившись реального профессионального успеха, человек снижает требования к себе, маскируя отсутствие успехов своим нежеланием (я этого не добился, но этого и не хотел).

Чаще всего профориентация происходит самопроизвольно, под воздействием социально значимых факторов: мнения родителей, друзей, собственного представления о престиже профессии, иногда собственных увлечений, что чаще наблюдается для средне обеспеченных семей, где ребенку предоставляется возможность собственного выбора.

В СПЦ «ДОМ» в процедуре профессионального определения значимое место занимают диагностика, если речь идет о консультировании, или самоосознавание, если речь идет о самоопределении своих индивидуальных особенностей, своих личных и профессиональных целей, ценностей, мотивов и др. Каждому из нас свойственны противоречия, связанные с нашей профессиональной реализацией. Для одних это конфликт, то, что может разрешиться только само собой, а для некоторых — вопрос, требующий компромисса. Еще один аспект, которому требуется уделить максимальное внимание, — это информация о профессиональной деятельности, рынке труда, так называемые профессиограммы специалистов различных направлений деятельности. Для каждой из профессий и тем более должностей имеется перечень необходимых требований как профессиональных, так и личностных. К примеру, бухгалтер должен обладать хорошей концентрацией внимания, высокой психической устойчивостью, быть склонным к монотонности и пр. Такое описание профессионально важных качеств состоит примерно из 15–20 характеристик. В случае их совпадения с вашими показателями профессиональная реализация будет успешной. Наличие знаний о требованиях профессии позволит максимально адекватно промоделировать успешность в той или иной области.

Наша главная цель в процессе выбора профессии — постепенно сформировать у подростка внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного). Другими словами, это постепенное формирование готовности рассматривать себя развивающимся в рамках определенного времени, пространства и смысла, постоянно расширять свои возможности и максимально их реализовывать.

В СПЦ «ДОМ» психологическая поддержка профессионального самоопределения направлена на последовательную реализацию права подрастающего гражданина на сознательный выбор профессии. Только в Социально-психологическом центре «ДОМ» специалисты высшей квалификационной категории, кандидаты психологических наук проведут профконсультирование, где вы сможете:

• пройти комплексное психологическое тестирование за 1 час;

• понять и разобраться в своих способностях:

— сформированных образованием, воспитанием, родителями,

— заложенных от рождения на психофизиологическом уровне;

• получить развернутое заключение с характеристиками, рекомендациями. Очень важно определиться с будущей профессиональной деятельностью как юношам и девушкам, так и их родителям.

Профконсультирование проходит по адресу: Харьковская ул., 1 по предварительной записи по телефону: 8-499-408-56-74.

Не забывайте, правильный выбор будущего образования — это в дальнейшем блестящие карьерные перспективы.

Психолог-профконсультант Е.В. Курамшина

 

  Рейтинг@Mail.ru