Перейти на сайт районной газеты ЮАО

"Обозрение. Бирюлево Западное": www.obozrenie-bz.com

 

 

Действующая городская целевая программа государственной поддержки и развития местного самоуправления в городе Москве рассчитана на период 2008–2010 гг. Для того чтобы принять программу на 2011–2013 гг., Департаментом территориальных органов исполнительной власти совместно с Советом муниципальных образований города Москвы было проанализировано развитие системы местного самоуправления, проведена оценка достигнутых результатов. Таким образом, были определены проблемы и намечены задачи, которые стали основой при подготовке целевой программы на последующие годы. Недавно этот вопрос был рассмотрен на заседании Правительства Москвы. Обращаясь к присутствующим, мэр Москвы Ю.М. Лужков сказал: «Правительство Москвы, Московская городская Дума внесли изменения, предоставив муниципальным образованиям дополнительные и очень серьезные функции в городской системе жизни, предоставили финансовые возможности. Это решение имело многочисленные возражения. Сегодня мы можем говорить о том, что решения эти были правильными, повышающими авторитет муниципальных образований, муниципальных органов власти. Нам нужно укреплять это направление.

Необходимо совместно принимать серьезные меры по усилению потенциала муниципальных образований, их известности, их степени участия в нашей городской жизни с доведением этого направления до уровня, который всему населению, всем москвичам говорит о том, что муниципальные образования — полезная общественная структура, которая имеет возможности и защищать, и продвигать интересы москвичей».

Выступая на заседании правительства, председатель Совета муниципальных образований Т.И. Поподько напомнил, что в первые годы деятельности муниципальных образований в 2003 и в 2004 гг.

органы местного самоуправления столкнулись со многими управленческими проблемами. Но за последнее время муниципальные образования приобрели определенный опыт и успешно справляются с решением возложенных на них задач в общегородской системе управления. Муниципалитеты участвуют в организации проведения призыва граждан в Вооруженные силы совместно с военкоматами и управами районов, в комплексе решают сложнейшие вопросы опеки и попечительства, на достаточно профессиональном уровне организуют работу районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Депутаты муниципальных Собраний и муниципальные служащие участвуют в работе Советов общественных пунктов охраны порядка, проведении публичных слушаний по вопросам градостроительства.

Как было отмечено на заседании, органы местного самоуправления активно включились в выполнение городских молодежных, спортивных программ, в работу по созданию безбарьерной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Сформирована правовая база для реализации населением права на местное самоуправление в полном соответствии с требованием федерального законодательства.

По инициативе депутатов Московской городской Думы внесены изменения в 19 федеральных законов, которые позволят учитывать особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения — в том числе в Градостроительном, Гражданском, Жилищном кодексах, Федеральном законе «О присяжных заседателях» введены статьи о праве этих городов распределять полномочия между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

В 2009 г. внесены изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», установлены правовые основы для упрощения структур органов местного самоуправления в Москве. В частности, предусмотрена возможность объединения должностей руководителя муниципального образования, председателя муниципального Собрания и руководителя муниципалитета в одном лице, что больше соответствует имеющимся пол-номочиям и может значительно повысить эффективность муниципального управления. Появилась возможность удаления руководителей муниципального образования в отставку, что в определенной степени может способствовать повышению ответственности высшего долж-ностного лица за решение вопросов местного значения и переданных полномочий.

Сегодня 10 законов города регулируют территориальные, организационные, кадровые, финансовые основы местной власти. В 2008–2009 гг.

Мосгордумой приняты законы «О муниципальной службе в городе Москве», «О гарантиях осуществления полномочий депутата муниципального Собрания, руководителя внутригородского муниципального образования в городе Москве», «О порядке ведения Регистра муниципальных правовых актов города Москвы». Уставы муниципальных образований приведены в соответствие с требованиями федерального и городского законодательства с учетом особенностей местного самоуправления в Москве.

Определены источники местных бюджетов. Приняты важные для города решения о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями: по организации работы районных комиссий по делам несовершеннолетних, по организации досуговой и спортивной работы с населением по месту жительства, по опеке и попечительству.

По оценкам жителей, после передачи органам местного самоуправления дополнительных полномочий досуговая и физкультурная работа с населением значительно активизировалась.

Число москвичей, занимающихся в кружках и секциях различной направленности по месту жительства, ежегодно увеличивается на 10–13% и составляет по итогам 2009 г. более 142 тыс. человек. Но главное — появилась реальная возможность организованного досуга не только для детей, но и для пенсионеров, для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Выстроена система взаимодействия отраслевых и территориальных органов власти с органами местного самоуправления. Развивается материально-техническая база для реализации переданных полномочий. В соответствии с решениями правительства усилена координация работы государственных и муниципальных учреж-дений и некоммерческих организаций на уровне района.

Создана система информирования населения о работе местного самоуправления.

С 2010 г. в районах выходят совместные газеты управ и муниципалитетов.

Но, несмотря на то что установленный законом об организации местного самоуправления перечень вопросов местного значения ограничен, не все эти полномочия реализуются в полном объеме.

Например, недостаточно используются возможности органов местного самоуправления по участию в проведении мероприятий по государственному экологическому контролю, по внесению предложений по благоустройству территорий, по взаимодействию с органами жилищного самоуправления и общественными организациями.

Не удалось избежать дублирования функций, например по рассмотрению жалоб потребителей. Нет четкой регламентации прав и обязанностей органов местного самоуправления и органов исполнительной власти города при совместном выполнении функций, в первую очередь по переданным полномочиям о деятельности комиссий по делам несовершеннолетних, организации досуга и спортивной работы.

Социологические исследования показали недостаточную информационную работу: 40% опрошенных не считают деятельность муниципальных органов открытой и хотели бы получать о ней больше информации.

Проверка контрольных органов выявляет ненадлежащее исполнение муниципалитетами хозяйственных функций, в том числе в области содержания и ремонта, оборудования спортивных площадок. Недостаточно эффективно работает система планирования расходов на содержание спортивных площадок, система размещения муниципального заказа, контроля за выполнением договорных отношений с подрядными организациями.

Из-за недостатка финансовых средств не в полном объеме решены проблемы капитального ремонта нежилых помещений и оборудования спортивных площадок.

Нет системы и точного понимания задач на среднесрочную перспективу — когда, что и в каких объемах необходимо выполнить по каждому помещению и по каждой спортивной площадке.

Соответственно, нет надлежащего планирования расходов, своевременных заявок на выделение средств, а соответственно, и самих средств.

Сложная задача — обеспечение муниципалитетов нежилыми помещениями и спортивными площадками по установленным нормативам. Только 10 муниципалитетов обеспечены нежилыми помещениями в полном объеме, в основном это муниципалитеты, расположенные на территории Центрального округа.

Отдельной проблемой является качество помещений. В целом по городу 105 нежилых помещений, переданных муниципалитетам, не соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям пожарной безопасности.

Для решения проблемы, по мнению руководителя Департамента территориальных органов исполнительной власти Ю.А. Ермолова, есть два варианта. Первый предполагает разработку специальной программы нормативного обеспечения органов местного самоуправления имуществом, что потребует значительных финансовых вложений и длительных сроков реализации. Второе направление заключается в реализации нового подхода — организации на территории района единой межведомственной системы взаимодействия учреждений и организаций любых форм собственности и ведомственной принадлежности.

Задачи программы на 2011–2013 гг.

Обеспечение условий для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления по реализации собственных и переданных полномочий; отработка бюджетного процесса в муниципальных образованиях, ориентированного на результат; учет функций и задач органов местного самоуправления при реализации административной реформы в городе Москве; создание условий для дальнейшего развития местного сообщества, повышения активности моск-вичей в решении не только вопросов местного значения, но и городских проблем.

По мнению мэра Москвы Ю.М. Лужкова, главная задача, которую предстоит решить при реализации новой программы государственной поддержки и развития местного самоуправления, — повысить известность и авторитет муниципальных образований в городе Москве, усилить хозяйственную основу, используя в том числе и возможности управ.

Более подробная информация о работе Правительства Москвы и депутатов Московской городской Думы размещена на сайтах: www.mos.ru, www.duma.mos.ru и информационно-справочном портале:

www.mpress.ru.__

  Рейтинг@Mail.ru