Перейти на сайт районной газеты ЮАО

"Обозрение. Бирюлево Западное": www.obozrenie-bz.com

 

 

В каждом районе Южного административного округа столицы ежемесячно проходит по несколько встреч с заинтересованными гражданами по вопросам организации товариществ собственников жилья. Префектура и управы оказывают жителям информационную поддержку, помогают с оформлением документов.

Те, кто хочет получить более глубокие практические и теоретические знания в области управления многоквартирными домами, могут пройти обучение на специальных курсах, принять участие в обучающих семинарах.

На городском уровне работу по обучению и информированию москвичей по вопросам создания ТСЖ, энергосбережению и другим вопросам, связанным с жилым фондом, осуществляет ГУ «Центр реформы в ЖКХ».

О реформировании системы жилищно-коммунального хозяйства, которое последовательно проводится в столице, и об изменении системы управления многоквартирным домом в интервью нашему корреспонденту рассказала заместитель руководителя ГУ «Центр реформы в ЖКХ» В.В. Князева.

— Вера Викторовна, расскажите, пожалуйста, на каком этапе находится сегодня реформа жилищнокоммунального хозяйства в Москве?

— Сегодня большая часть собственников квартир начала разбираться в вопросах управления многоквартирными домами, и это положительная тенденция. Статистика обращений населения в Правительство Москвы и Департамент ЖКХ и благоустройства свидетельствует о том, что уровень знаний москвичей значительно повысился. Если раньше большинство вопросов было связано с тем, что горожане что-то недопонимали, то сегодня они более активны, задают качественно другие вопросы, стремятся защитить свои права.

Поэтому сейчас мы переходим к новому этапу реализации Жилищного кодекса в городе. Система управления в Москве кардинально изменилась по сравнению с 2005 годом, сейчас созданы практически все предпосылки для развития добросовестной конкуренции в сфере управления многоквартирными домами.

— С чем связаны эти изменения?

— За пять лет, прошедших с момента вступления в силу Жилищного кодекса, система управления в городе изменилась. В 2006 году практически весь жилой фонд столицы находился в управлении Дирекций единого заказчика — государственных организаций.

Существовало также небольшое число ТСЖ и ЖСК, которые были созданы еще до вступления в действие нового Кодекса. Кроме того, в домахновостройках работали несколько частных управляющих организаций, которые после окончания строительства назначили заказчики-застройщики. Этим организациям было весьма сложно перейти к обслуживанию старых, бывших муниципальных домов.

Связано это в первую очередь с тем, что до 2007 года бюджетные дотации на содержание и ремонт жилых домов частным управляющим организациям не предоставлялись. В результате собственники квартир в домах-новостройках, даже если они были зарегистрированы в своей квартире и это было их единственное жилье, платили гораздо больше москвичей, проживавших в домах более раннего года постройки.

— Какие условия создал Жилищный кодекс для развития конкуренции в сфере управления многоквартирными домами?

— До 2005 года объектом управления являлся весь жилищный фонд в целом, который находился в управлении государственных предприятий. В 1996 году вступил в действие Закон «О товариществах собственников жилья». Он несколько разрушил монополию Дирекций — появились кондоминиумы, стали развиваться товарищества собственников жилья в домах-новостройках, в отдельных домах собственники помещений брали управление на себя. Впрочем, в управлении ТСЖ и ЖСК находились всего около 5 процентов жилищного фонда города. Жилищный кодекс определил, что объектом управления является многоквартирный дом. Сейчас управляющая организация любой организационно-правовой формы, будь то Дирекция единого заказчика, товарищество собственников жилья или частная управляющая компания, управляет каждым домом в отдельности, и учет должен вестись по каждому многоквартирному дому.

Раньше все средства собирались вместе, а затем распределялись на все дома. Теперь же все средства, которые поступают на обслуживание конкретного дома от населения и из бюджета, должны расходоваться именно на этот дом. Эта система постепенно налаживается даже в Дирекциях, у которых в управлении в настоящее время находится много домов. Управляющая организация должна подводить по результатам работы за год баланс по каждому дому.

Это дело будущего, но постепенно мы к этому придем.

— Одна из форм управления жилым домом — непосредственное управление.

Часто ли жители выбирают именно его?

— Жилищный кодекс возложил на собственников обязанность выбирать способ управления многоквартирным домом. Надо сказать, что сегодня собственники не боятся самостоятельно управлять домом, главное — научить их, как это делать.

Жилищный кодекс не ограничил число собственников в доме, при котором они могут выбрать непосредственное управление многоквартирным домом. И все же, на мой взгляд, непосредственный способ управления многоквартирным домом нецелесообразен для больших домов — при таком управлении каждый собственник помещения обязан заключить договор с ресурсо-снабжающей организацией и более половины собственников должны заключить договор с обслуживающей организацией, которая будет предоставлять услуги по содержанию и ремонту общего имущества. В большом доме, где число собственников достаточно велико, этот способ трудно реализуем. Собственно говоря, в Москве только два дома выбрали такой способ управления. Один дом — небольшой таунхаус, второй — старый 18-квартирный жилой дом, построенный в начале 1900-х годов.

Сейчас идет работа над проектом изменений в Жилищный кодекс, касающихся того, чтобы ограничить возможность непосредственного управления, если число собственников в доме превышает десять.

— Что если дом — ЖСК?

— Что касается жилищно-строительных кооперативов, то Жилищный кодекс практически не регулирует деятельность ЖСК, отсылая нас к уставу кооператива. Сегодня члены практически всех ЖСК полностью выплатили паевые взносы и стали полноправными собственниками квартир. Жилищно-строительных кооперативов, в собственности которых находятся дома, в столице уже не осталось.

В то же время многие ЖСК являются организациями, управляющими многоквартирными домами. Согласно общим правилам Жилищного кодекса, в ЖСК, где большинство пайщиков уже выплатили взносы, все важные решения принимаются всеми собственниками помещений, как в обычном многоквартирном доме, а не правлением жилищностроительного кооператива или членами ЖСК. Это касается, например, решений о проведении капитального ремонта, о размещении рекламы на фасаде дома, о сдаче в аренду помещений, находящихся в общей долевой собственности.

Беседу вела Н. Первова Продолжение темы в следующем номере.

  Рейтинг@Mail.ru