О преимуществах работы государственных
учреждений по принципу «одного окна» столичные чиновники узнали во время
загранкомандировок. Об эффективной деятельности специализированных
центров, в которых без особых усилий и очередей можно получить
практически любой документ, говорили много и одобрительно. Но до
недавнего времени это были только слова. Для того чтобы этот проект стал
обретать реальные черты, потребовалось немало усилий со стороны
городских и районных властей. Первые шаги в этом направлении были
сделаны около четырех лет назад — когда в столице при каждой префектуре,
управе, ДЕЗе стали открываться службы «одного окна».
Суть новой концепции вкратце можно
изложить следующим образом: житель или предприниматель, чей бизнес
расположен в том или ином районе, обращаются в службу «одного окна» для
решения своего вопроса, будь то копия распоряжения главы управы, выписка
из протокола, разрешение на установку «ракушки», копия архивной справки
и т. п. После всех необходимых процедур по истечении срока,
установленного для оказания определенного вида услуг, специалисты службы
«одного окна» обязаны выдать заявителю итоговый документ, полностью
удовлетворяющий его запрос, либо дать разъяснение в случае затруднений в
решении вопроса.
На сегодняшний день в Москве выдается 437 видов документов. Из них 33
вида документов оформляются территориальными органами исполнительной
власти, а 404 документа — отраслевыми органами власти, государственными
учреждениями и ГУПами.
За время работы городские власти выявили немало проблем в системе служб
«одного окна». В частности, отсутствуют типовые стандарты предоставления
государственных услуг по выдаче документов. Службы «одного окна»
разрознены и территориально разобщены, в 60 случаях наблюдаются
стесненные условия работы государственных служащих и дискомфортная
обстановка для обслуживания населения. Около половины всех работающих
сегодня служб «одного окна» неудобно расположены с точки зрения
транспортной доступности, в более чем 75% помещений невозможно
предоставлять дополнительные услуги, напрямую связанные с оформлением
документов заявителю и влияющие на общий срок подготовки. И наконец,
остается острой такая распространенная проблема, как очереди на сдачу и
получение документов.
Чтобы устранить недостатки в работе, городские власти решились на
эксперимент. В течение 2007 г. в некоторых административных округах
действовали экспериментальные центры обслуживания населения и
организаций по принципу «одного окна».
После того как центры подтвердили свою состоятельность, Правительством
Москвы было утверждено постановление от 21 августа 2007 г. № 730-ПП «О
разработке Городской целевой программы по созданию окружных и районных
центров обслуживания населения и организаций по принципу “одного окна”
на территории города Москвы на 2008–2010 гг.». В рамках реализации
программы на территории каждого из 10 административных округов и 123
районов города планируется создание многофункциональных центров,
осуществляющих полный комплекс государственных услуг по выдаче
документов физическим, юридическим лицам и индивидуальным
предпринимателям, а также ряд дополнительных полезных услуг для
населения.
К работе в центрах помимо префектур и управ районов будут привлечены
Департамент социальной защиты населения, Департамент имущества, ГУП
МосгорБТИ, а также иные городские структуры, выдающие наиболее значимые
и массовые документы.
Прорабатывается вопрос об участии в работе центров территориальных
подразделений федеральных органов исполнительной власти по городу
Москве. Неотъемлемой частью центров должны стать консультационные и
справочно-информационные услуги, интернет-сервис, правовая помощь,
услуги банков, платежных терминалов и т. д.
В функционирование центров власти города собираются заложить несколько
основных принципов — это шаговая доступность, централизация в одном
месте, единообразие документов, максимальный перечень дополнительных
видов услуг, автоматизация всех процессов, внедрение современных
информационных технологий, позволяющих существенно сокращать общие сроки
подготовки документов. Немаловажно, что прием и выдача документов будут
происходить в одном месте, а их рассмотрение и утверждение — в другом.
Сделано это для того, чтобы противодействовать коррупции и ликвидировать
рынок посредников при предоставлении государственных услуг по выдаче
документов.
Подготовил А. Спасский
Фото Н. Первовой
.
|