МЫ НЕ ИЗ СКАЗКИ

История Деда Мороза и Снегурочки

Каждый ребенок, а, возможно, и многие взрослые ждут под Новый год подарков от доброго и такого сердечного Деда Мороза. Какой же Новый год без него и Снегурочки? Они уже давно стали символами этого веселого зимнего праздника и неизменно дарят радость и тепло всем, кому они так необходимы. Традиция звать в гости Дедушку и Внучку уходят корнями в далекое прошлое нашего народа. Кроме того, в разные эпохи существования нашей страны зимний ритуал приобретал различные черты.
Многие связывают появление Деда Мороза и Снегурочку как обязательных персонажей детских и взрослых праздников со сталинской эпохой. В конце 1930-х годов после некоторого периода запрета вновь разрешается встречать Новый год. Именно с этого момента новогодняя традиция существует в неизменном виде до наших дней — установка в доме елки, яркие гирлянды, детские хороводы, Дед Мороз и Снегурочка. Однако сам прообраз праздника существовал в нашей стране и до Октябрьской революции и, соответственно, до прихода к власти большевиков.
В далекой древности, когда все наши пращуры были еще язычниками, существовал мифологический персонаж Мороза, наряду со славянскими божками Сварогом, Велесом и другими он занимал почетное место в пантеоне идолов. Мороза уважали, боялись, ему приносили жертвы. Чтобы не вызывать его гнев, обращаться с ним следовало осторожно; прося не губить урожай, его задабривали; им пугали детей. Но наряду с этим он выступал и в функции приходящего в сочельник Деда (умершего родителя, предка). Впоследствии после принятия христианства, когда в обрядах и традициях нашего народа причудливым образом переплелись языческие и христианские ритуалы, русские продолжали отдавать дань уважения Морозу, связывая наступление зимы и капризы погоды с его приходом. Образ Мороза сохранился в народном фольклоре, сказках, песнях. Достаточно вспомнить для этого сказку Морозко или песню «Калинка, малинка» («Ох, Мороз, наш батюшка, ты не тронь мою коровушку...»).
В 18 веке отечественные историки пытались восстановить русскую народную мифологию по сказкам, обрядам, песням. В скором времени стали появляться литературные произведения, в которых участвовал в качестве персонажа Дед Мороз. В 1840 году увидели свет «Детские сказки дедушки Иринея» В.Ф. Одоевского. В одной из них Мороз Иванович предстает перед читателями добрым седым стариком, который живет в ледяном доме, а спит на перине из пушистого снега. В 1863 году публикуется поэма Некрасова «Мороз, Красный нос», где Дед Мороз напротив является злой силой, любящей «мозг в голове леденить». Кроме того, Дед Мороз выступает воеводой зимнего леса, который следит за порядком и красотой подвластной территории. В дальнейшем образ Дедушки развивается в детской литературе, главным образом, в стихах и довольно быстро становится в большей степени положительным, с чертами душевной теплоты и сердечности.
Связь же Деда Мороза с Новым годом, елкой и подарками проявляется иным образом. До 1699 года Новый год в России отмечался 1 сентября. 1700 год Петр I уже повелел отмечать 1 января. Позднее кроме этого европейского стандарта в нашу страну приходит немецкая традиция наряжать зеленую елку и класть под нее подарки. Ответственным за радостное настроение детей и взрослых и количество новогодних сюрпризов в Германии считается старый Рупхерт, а на Западе, по большей части, им является Святой Николай или Санта Клаус. Первоначально, так же считали и наши предки в 19 веке. С 1861 года известны единичные случаи поздравления русских детей старым Рупрехтом, а с 1870 года Святителем Николаем. Однако довольно быстро главным и единственным дарителем «назначается» Дед Мороз.
На всех новогодних елках в нашей стране Дед Мороз появлялся не сразу, а только в конце торжества для того, чтобы вручить заждавшимся детям подарки. Дед Мороз присутствует как игрушка на елке, кукла в магазинах, маскарадная маска. В начале 20 в. появляется традиция водить с Дедом Морозом хороводы вокруг елки.
Возраст Снегурочки, как и положено, значительно меньше возраста Деда Мороза. Древние славяне, судя по всему, не подозревали о существовании никаких Снегурочек и о помощниках, как и родственниках Мороза ничего не сообщали. Прообраз Снегурочки появляется в русских народных сказках. В них идет речь девочке, которую слепили из снега на радость бездетным дедушке с бабушкой. Девочка опасалась Солнца и горячей печки. Однажды прогуливаясь по улице, ей предложили попрыгать через костер. Прыгнув, она растаяла. Позднее эту историю художественно осмыслил великий русский писатель А.Н. Островский, а Н.А. Римский-Корсаков по мотивам его драматического произведения создал замечательную оперу.
В конце 19 в. Снегурочка становится обязательной спутницей Деда Мороза. Она появляется с Дедом Морозом одновременно и раньше его. Она устанавливает контакт между детьми, которые должны получить подарки и своим Дедушкой. До 1917 года тоже появляются игрушки и куклы Снегурочки, она участвует в инсценировках и танцует с детьми под новогодними елками.
Интересно, что Снегурочка — помощница Деда Мороза — уникальна в своем роде. На Западе у тех, кто дарит подарки (у старого Рупрехта, Санта Клауса), если есть помощники, то точно не родственники и не девочки. Санта Клаусу помогают звери и существа в стиле фэнтези. В Галиции, Подолии и Бессарабии 31 декабря некая Миланка участвует в обрядовом действии, в Италии некая Бефана бросает детям в башмачки подарки, у некоторых европейских народов в роли дарителей подарков выступают Св. Катерина и Св. Люция. Но никто из них не напоминает Снегурочку и не связан с Новым годом и елкой.
После Октябрьской революции, когда в СССР началась антирелигиозная кампания, Дед Мороз, как и елка и Снегурочка были запрещены. Однако уже 1935 году с реабилитацией елки вновь появляются и Дед Мороз, и Снегурочка. Они становятся незаменимыми участниками елок, которые проходили по всему СССР. Они становятся героями художественных фильмов, детских спектаклей, поэзии и прозы. В годы Великой Отечественной войны Дед Мороз становится героем патриотических плакатов, на которых он щиплет немецких оккупантов за носы и щеки, останавливая очередное наступление фашистов, а впоследствии становится символом новогодних праздников и русской зимы.
Сегодня уже трудно представить Новый год без Деда Мороза и его ближайшей помощницы Снегурочки. Именно их с нетерпением высматривают в заиндевевшие стекла мальчишки и девчонки незадолго до 1 января. И надо сказать, что в большинстве случаев эти добрые и заботливые персонажи оправдывают надежды детей и взрослых, которые ждут Дедушку с внучкой каждый Новый год.
Н. Ростова


 

http://www.obozrenie-bz.narod.ru/archiv03_07/Рейтинг@Mail.ru