История Деда Мороза и
Снегурочки
Каждый ребенок, а, возможно, и многие
взрослые ждут под Новый год подарков от доброго и такого сердечного Деда
Мороза. Какой же Новый год без него и Снегурочки? Они уже давно стали
символами этого веселого зимнего праздника и неизменно дарят радость и
тепло всем, кому они так необходимы. Традиция звать в гости Дедушку и
Внучку уходят корнями в далекое прошлое нашего народа. Кроме того, в
разные эпохи существования нашей страны зимний ритуал приобретал
различные черты.
Многие связывают появление Деда Мороза и Снегурочку как обязательных
персонажей детских и взрослых праздников со сталинской эпохой. В конце
1930-х годов после некоторого периода запрета вновь разрешается
встречать Новый год. Именно с этого момента новогодняя традиция
существует в неизменном виде до наших дней — установка в доме елки,
яркие гирлянды, детские хороводы, Дед Мороз и Снегурочка. Однако сам
прообраз праздника существовал в нашей стране и до Октябрьской революции
и, соответственно, до прихода к власти большевиков.
В далекой древности, когда все наши пращуры были еще язычниками,
существовал мифологический персонаж Мороза, наряду со славянскими
божками Сварогом, Велесом и другими он занимал почетное место в пантеоне
идолов. Мороза уважали, боялись, ему приносили жертвы. Чтобы не вызывать
его гнев, обращаться с ним следовало осторожно; прося не губить урожай,
его задабривали; им пугали детей. Но наряду с этим он выступал и в
функции приходящего в сочельник Деда (умершего родителя, предка).
Впоследствии после принятия христианства, когда в обрядах и традициях
нашего народа причудливым образом переплелись языческие и христианские
ритуалы, русские продолжали отдавать дань уважения Морозу, связывая
наступление зимы и капризы погоды с его приходом. Образ Мороза
сохранился в народном фольклоре, сказках, песнях. Достаточно вспомнить
для этого сказку Морозко или песню «Калинка, малинка» («Ох, Мороз, наш
батюшка, ты не тронь мою коровушку...»).
В 18 веке отечественные историки пытались восстановить русскую народную
мифологию по сказкам, обрядам, песням. В скором времени стали появляться
литературные произведения, в которых участвовал в качестве персонажа Дед
Мороз. В 1840 году увидели свет «Детские сказки дедушки Иринея» В.Ф.
Одоевского. В одной из них Мороз Иванович предстает перед читателями
добрым седым стариком, который живет в ледяном доме, а спит на перине из
пушистого снега. В 1863 году публикуется поэма Некрасова «Мороз, Красный
нос», где Дед Мороз напротив является злой силой, любящей «мозг в голове
леденить». Кроме того, Дед Мороз выступает воеводой зимнего леса,
который следит за порядком и красотой подвластной территории. В
дальнейшем образ Дедушки развивается в детской литературе, главным
образом, в стихах и довольно быстро становится в большей степени
положительным, с чертами душевной теплоты и сердечности.
Связь же Деда Мороза с Новым годом, елкой и подарками проявляется иным
образом. До 1699 года Новый год в России отмечался 1 сентября. 1700 год
Петр I уже повелел отмечать 1 января. Позднее кроме этого европейского
стандарта в нашу страну приходит немецкая традиция наряжать зеленую елку
и класть под нее подарки. Ответственным за радостное настроение детей и
взрослых и количество новогодних сюрпризов в Германии считается старый
Рупхерт, а на Западе, по большей части, им является Святой Николай или
Санта Клаус. Первоначально, так же считали и наши предки в 19 веке. С
1861 года известны единичные случаи поздравления русских детей старым
Рупрехтом, а с 1870 года Святителем Николаем. Однако довольно быстро
главным и единственным дарителем «назначается» Дед Мороз.
На всех новогодних елках в нашей стране Дед Мороз появлялся не сразу, а
только в конце торжества для того, чтобы вручить заждавшимся детям
подарки. Дед Мороз присутствует как игрушка на елке, кукла в магазинах,
маскарадная маска. В начале 20 в. появляется традиция водить с Дедом
Морозом хороводы вокруг елки.
Возраст Снегурочки, как и положено, значительно меньше возраста Деда
Мороза. Древние славяне, судя по всему, не подозревали о существовании
никаких Снегурочек и о помощниках, как и родственниках Мороза ничего не
сообщали. Прообраз Снегурочки появляется в русских народных сказках. В
них идет речь девочке, которую слепили из снега на радость бездетным
дедушке с бабушкой. Девочка опасалась Солнца и горячей печки. Однажды
прогуливаясь по улице, ей предложили попрыгать через костер. Прыгнув,
она растаяла. Позднее эту историю художественно осмыслил великий русский
писатель А.Н. Островский, а Н.А. Римский-Корсаков по мотивам его
драматического произведения создал замечательную оперу.
В конце 19 в. Снегурочка становится обязательной спутницей Деда Мороза.
Она появляется с Дедом Морозом одновременно и раньше его. Она
устанавливает контакт между детьми, которые должны получить подарки и
своим Дедушкой. До 1917 года тоже появляются игрушки и куклы Снегурочки,
она участвует в инсценировках и танцует с детьми под новогодними елками.
Интересно, что Снегурочка — помощница Деда Мороза — уникальна в своем
роде. На Западе у тех, кто дарит подарки (у старого Рупрехта, Санта
Клауса), если есть помощники, то точно не родственники и не девочки.
Санта Клаусу помогают звери и существа в стиле фэнтези. В Галиции,
Подолии и Бессарабии 31 декабря некая Миланка участвует в обрядовом
действии, в Италии некая Бефана бросает детям в башмачки подарки, у
некоторых европейских народов в роли дарителей подарков выступают Св.
Катерина и Св. Люция. Но никто из них не напоминает Снегурочку и не
связан с Новым годом и елкой.
После Октябрьской революции, когда в СССР началась антирелигиозная
кампания, Дед Мороз, как и елка и Снегурочка были запрещены. Однако уже
1935 году с реабилитацией елки вновь появляются и Дед Мороз, и
Снегурочка. Они становятся незаменимыми участниками елок, которые
проходили по всему СССР. Они становятся героями художественных фильмов,
детских спектаклей, поэзии и прозы. В годы Великой Отечественной войны
Дед Мороз становится героем патриотических плакатов, на которых он
щиплет немецких оккупантов за носы и щеки, останавливая очередное
наступление фашистов, а впоследствии становится символом новогодних
праздников и русской зимы.
Сегодня уже трудно представить Новый год без Деда Мороза и его ближайшей
помощницы Снегурочки. Именно их с нетерпением высматривают в
заиндевевшие стекла мальчишки и девчонки незадолго до 1 января. И надо
сказать, что в большинстве случаев эти добрые и заботливые персонажи
оправдывают надежды детей и взрослых, которые ждут Дедушку с внучкой
каждый Новый год.
Н. Ростова